Торопова Юлия Николаевна

Развитие речи ребенка третьего года жизни

 На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, за тем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: “Что это?". За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000 – 1200 слов.

Лексика

 

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: “Митя хочет спать“, “Митя идет гулять“.

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: “мамин, папин, Колин“. Затем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: “так, туда, тут“.

Овладение слоговой структурой слова – точное воспроизведение слогового ряда – звукового оформления, - к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает и тогда КАПЮШОН – это ПАКИШОН, ВЕЛОСИПЕД – ВИПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определенной слоговой последовательности.

- односложные слова - СОК, МЯЧ, ЛЕС;

- простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые - МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;

- двухсложные слова со стечением согласных - ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;

- трехсложные слова без стечения согласных - КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА;

- трехсложные слова со стечением согласных - БАРАНКА, БУРЕНКА;

- слова с закрытым слогом - БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕГРАФ;

- четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных - БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных “ЛОТО“. Ежедневно следует анализировать не более 2-З картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка - овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: “Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Ката вылезла ИЗ-ПОД стола“.

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: “Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Машина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла“. Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани - СЯНИ, зайка – ЗЯЙКА), заменяют шипящие – свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба —ЗЯБА) или звуками т-д: шуба - ТЮБА, жук – ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными импровизациями. Например:

Язычок живет в домике, который называется Ротик. Покажи! — Ребенок показывает. В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика. Каждое утро Язычок делает зарядку — “бегает“, по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз. Затем Язычок чистит зубки — кончиком языка погладить нижние, а потом - верхние зубы с внутренней стороны. Язычок завтракает. Ест манную кашу. — “Мня-мня-мня“. Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке — предлагается пощелкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно. У тетушки идет ремонт, и Язычок помогает красить потолок и стены — кончиком языка погладить небо и внутреннюю поверхность щек. Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем — широкое движение языком по верхней и нижней губе. Язычок покачался на качелях в парке, — попеременные движения языком то к носу, то к подбородку. Язычок сел на лошадку и поехал домой“.

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабан, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определять, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: “Колобок“, “Курочка Ряба“ и т. д. Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость к сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

20 февраля 2017 в 21:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.