Торопова Юлия Николаевна

Развитие речи ребенка четвертого года жизни

 Три года — возраст “почемучек“, бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась,— он легко внушаем, раним.

К четырем годам все это принимает более сложные формы, а главное — совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, что чашка, ложка, блюдце, тарелка — это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т. д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия.

У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как “одежда“, “обувь“, “овощи“, “фрукты“, “мебель“, “домашние животные“ — нередко это происходило по дороге из детского сада домой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на прилавках, называл их, определяя величину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы.

Следите, пожалуйста, за своей речью, ибо она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения.

Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно говорить, ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит центральная нервная система. Возможно, нелишне напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи. Органы голосоподачи и голосоведения, то есть гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.

20 февраля 2017 в 21:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.