Торопова Юлия Николаевна
Седьмой год жизни ребенка. Готов ли Ваш ребенок к школе?И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избирательным - он легко различает оттенки, замечает много подробных деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, не обычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого старший дошкольник может даже использовать определенные предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь - она организует внимание и направляет его на нужный предмет. “Надо посмотреть, поискать“ - говорит малыш, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание - ребенку трудно еще сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в интересной игре внимание может быть достаточно устойчивым. В целом, возможности этой новой “взрослой“ формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. Развивается и память вашего малыша. В основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно. Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седьмого года жизни является значительное развитие произвольного запоминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Активно развивается и воображение ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана. Все достижения вашего дошкольника, о которых мы уже рассказали, во многом связаны с активным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-образное мышление, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчитывая палочки, он обязательно будет, брать их в руки и перекладывать из кучки в кучу. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления - наглядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представления. А высшим достижением в этом возрасте является умение использовать при решении задач схематические изображения. Эта форма мышления является основной для развития логического мышления, связанного с использованием понятий, когда все действия производятся в уме. Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, которое будет так важно для обучения в школе. Такой ваш старший дошкольник - умный и внимательный, с развитым восприятием, памятью и мышлением, со значительным опытом практических действий - чувствует уверенность в своих силах, ставит себе все более сложные и разнообразные цели, может иногда усилием воли регулировать свое поведение. Но наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, хотя иногда в роли “законодателя“ может выступать и он сам. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих. Самооценка вашего малыша в этом возрасте основывается на умении сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном обобщенная и завышенная самооценка. К семилетнему возрасту, она несколько снижается, ребенок более четко может оценить отдельные свои качества. Хотя остающаяся преобладающей обобщенная самооценка приводит к тому, что любую неодобрительную оценку взрослым какого- то отдельного своего действия ребенок переживает как оценку своей личности в целом, очень расстраиваясь при этом. Поэтому порицания, замечания, отрицательные оценки при обучении старших дошкольников надо использовать только очень осторожно и ограниченно. Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольника, можно сказать, что в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчлененное восприятие, смысловое запоминание. Активно развивается у него произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать малыша слушать, рассматривать, запоминать анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать свои действия принятыми нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. И теперь у вашего ребенка впереди новый этап его жизни – школа. “А ты в школу хочешь?" — этот вопрос часто задают шести-семилетним малышам родственники и знакомые. Часто волнуются и родители: “А готов ли наш ребенок к школе?". Так что же важно знать о готовности ребенка к школьному обучению? Первая составляющая готовности ребенка к школе - это личностная готовность вашего дошкольника, желание самого ребенка учиться, готовность его принять положение школьника, имеющего свой особенный круг прав и обязанностей. Причем важно, чтобы обучение в школе привлекало не только своей внешней стороной - портфель, учебники, тетради, но и возможностью узнавать что-то новое. Важно, чтобы ребенок воспринимал задания взрослого, умел работать по предлагаемому образцу. Личностная готовность предполагает также умение дошкольника произвольно управлять своим поведением, хорошую эмоциональную устойчивость. Это как раз то, что подчас наименее сформировано у современных дошколят, так много знающих и умеющих уже до школы. Да и для родителей такого рода неготовность к школе их малыша меньше всею заметна. Как правило, родители обращают внимание на интеллектуальную подготовленность ребенка, что, несомненно, тоже важно. Запас конкретных знаний, рациональный подход к действительности, логическое мышление и смысловое запоминание, хорошее развитие речи, тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций очень помогут успеху ребенка в школе. То, насколько хорошо ваш ребенок будет чувствовать себя в школе, в новой группе детей определит социально-психологическая готовность ребенка к обучению. Развитие у ребенка потребности в общении с другими детьми необходимы дошкольнику для вхождения в детское общество, для того чтобы действовать совместно. В заключение хочется подчеркнуть, что готовность ребенка к школе определяется как его умственным, так и личностным развитием, не последнюю роль играет и состояние здоровья. Все эти качества развиваются не одновременно. Например, интеллектуальная готовность необязательно сочетается со способностью ребенка к систематическим занятиям, с серьезным отношением к обучению. Поэтому нельзя требовать от несозревшего организма ребенка слишком многого. Знание своего малыша, его интересы, возможности и ограничения всегда должны оставаться главными для родителей. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости. Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма - дисграфией. У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и, наконец, воспроизведение с помощью руки - зрительного образа буквы. Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего - и как можно раньше - родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков. Так как даже те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой. Поэтому одно из самых распространенных нарушений письменной речи и получило название “косноязычия на письме“». Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним - о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ. Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа - слева, наверху - внизу, впереди - позади; ориентация во временах года, времени суток и т. д. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе. Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание. Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, “написанных“ пальцем на спине, в воздухе, ощупывании объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить “поле зрения“ ребенка, научит его соотносить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование буки из палочек и карандашей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями. Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста. Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны. Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении: 1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов. 2. Придумать предложение с определенным количеством слов. 3. Увеличить количество слов в предложении. 4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение. 5. Определить место слова в предложении (какое по счету). 6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста. А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез: 1. Выделить гласный звук из слога и слова. 2. Определить место гласного звука в слове. 3. Назвать гласные в слове. 4. Записать только гласные звуки данного слова. 5. Определить пропущенный слог в слове: _буз, _жа, жа_, ли_. 6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан). 7. Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов. Примерные задания по формированию звукобуквенного анализа: 1. Придумать слова, в которых 3,4,5 звуков. 2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков. 3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Письменные работы: 1. Вставить пропущенные буквы в слова: па..лка, по...ка, ры...ба, шта...га. 2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос). 3. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА. 4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно их назвать и записать. 5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: НО... (НОС) НО... (НОГА) НО... (НОЧЬ) НО... (НОМЕР) НО... (НОРКА) 6. Подобрать слово с определенным количеством звуков: А У С АНЯ УЛЯ СОН АГАТ УКАЗ САНИ АРБУЗ УЛИЦА САХАР АНАНАС УКАЗКА САМОЛЕТ 7. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв. 8. Преобразование слов: а) Добавить звук: МЕХ-СМЕХ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА; б) Изменяя один звук слова, составить цепочку слов: СОМ-СОК-СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР; в) Переставить звуки местами: ЛИПА-ПИЛА, ПАЛКА-ЛАПКА; 9. Какие слова можно составить из букв одного слова: РАКЕТА-КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД. ДОРОГА-ГОРА, РОГА, РОД, ГОРОД. 10. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦЫПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-СТАЯ. 11. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика. 12. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т. д. (С……….. –СОРЕВНОВАНИЕ). 13. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН, СОР-РОС. 14. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют первый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА). 15. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии. 16. Какой звук убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА-РОЗА)? 17. Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СОБАКА-ОЗЕРО, БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах работы делается опора на поговаривание. Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение. Работа над предложением строится по следующему плану: - Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ) - Другие двусоставные предложения. Распространенные предложения из 3-4-х слов: существительное, глагол, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО). Предложения типа: ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ. ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ. МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ. В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета. Следующие виды заданий: — ответы на вопросы; — составление предложений устно; — составление предложений в письменной форме. Если ребенок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звуко-слоговой синтез. Ребенку можно предложить упражнения: — назвать слово, произнесенное отдельными звуками (К,О,Ш,К,А; Р,У,Б,А,Ш,К,А); — назвать слитно слово, произнесенное по слогам; — составить слово из слогов, которые даны в беспорядке; — произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ) Наконец, проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов: — прочитать слово и показать соответствующую картинку; выполнить действие, ответить на вопросы; — прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку; — выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картинки; — найти в тексте ответ на вопрос; — прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию. Параллельно необходимо обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия. 20 февраля 2017 в 21:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.